eye-tracking eye-tracker.ru  

Eye-tracking и селективное восприятие

В 1999 году, на факультете психологии Гарварда был проведен эксперимент, который затем вошел во все учебники. Студентам был показан видеоролик, на котором две команды в черных и белых футболках – перебрасывали друг другу баскетбольный мяч. Задание было простым: посчитать сколько раз бросила мяч команда в белых футболках.

Если вы про этот эксперимент ничего не слышали, то прервите на минутку чтение и посмотрите следующий ролик. Попробуйте выполнить указанное выше задание.

.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Посчитайте сколько раз бросала мяч команда в белых футболках
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.

Хитрость же заключалась в том, что в середине ролика через весь экран проходил человек в костюме гориллы, строил рожи… но очень большое количество респондентов его просто не замечали! И очень удивлялись, когда у них спрашивали не заметили ли они чего-то необычного…

Мы решили повторить этот эксперимент, используя айтракер, и посмотреть, как движется взгляд респондентов. Сразу скажем, что из 10 протестированных респондентов гориллу с первого раза заметили только двое.

Вот как выглядит просмотр ролика респондентом:

Первый просмотр ролика респондентом

А вот что происходит, когда после расспросов «не заметили ли вы чего-то необычного?» ролик показывают второй раз:

Второй просмотр ролика респондентом

Интересно, что эффект, подобный этой «невидимой горилле», довольно часто наблюдается и в реальной жизни. Милиция, например, хорошо знает, что к свидетельствам очевидцев надо относиться очень осторожно. В различные системы слежения (например, сканеры в аэропорту) встраиваются методики проверки внимательности оператора, а в ответственных областях используются несколько операторов.

Да и каждый из вас, наверняка, может припомнить случаи, когда упорно искал на странице с описанием программы ссылку «Скачать» и через какое-то время с удивлением обнаруживал ее «на самом видном месте»… Такие случаи интересно наблюдать при юзабилити-тестировании сайтов. Наш любимый пример – это кнопка «online демо» на сайте UMI CMS: ее не замечает чуть меньше половины респондентов, которые этот самый демо-сайт ищут, несмотря на то, что сама кнопка выполнена вполне по учебнику – и в правильном месте находится, и цветом выделена…

   
 

Уверены ли вы, что дизайн вашего сайта или товара выполняет возложенные на него задачи?

Наша компания оказывает услуги по независимому тестированию дизайна сайтов, печатной продукции, видеороликов и других материалов.